Совет по защите диссертаций действует с 1994 года, в 2000 он был реорганизован в Д 212.261.03. Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.261.03 был утвержден приказом Высшей аттестационной комиссии № 686-в от 01.12.2000 года, переутвержден в связи с расширением перечня специальностей решением Президиума ВАК Министерством образования и науки РФ приказом № 798-746/71 от 20.04.2007 года. Приказом Рособрнадзора № 2397-1865 от 07.12.2007 года продлено действие совета на срок действия номенклатуры специальностей научных работников от 31.01.2001 № 47.Приказом Рособрнадзора № 1925-850 от 08.09.2009 года продлено действие совета на срок действия номенклатуры специальностей научных работников от 25.02.2009 № 59. С 16.10.2022 года диссертационный совет Д 212.261.03 закрыт в связи с увтерждением новой номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. С 28.10.2022 года открыт новый диссертационный совет 24.2.409.02.
С момента создания диссертационного совета в нем защищены более 20 докторских и 250 кандидатских диссертаций.
Тематика рассмотренных в совете работ отражала актуальные вопросы современной филологии.
Помимо выпускников докторантуры и аспирантуры ТГУ им. Г.Р. Державина, успешно были защищены диссертации, выполненные аспирантами и соискателями из других вузов: Тамбовский государственный технический университет (г. Тамбов), Мичуринский государственный педагогический институт (г. Мичуринск), Борисоглебский государственный педагогический университет (г. Борисоглебск), Православный Свято-Тихвинский гуманитарный университет (г. Москва), Липецкий государственный педагогический университет (г. Липецк), Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина (г. Рязань), Псковский государственный педагогический университет им. С. Кирова (г. Псков), Пензенский государственный университет (г. Пенза).
Разработка тем диссертационных исследований по специальности 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации осуществляется в связи с восстановлением литературных имен и произведений, поиска архивного материала и его введения в научный мир. В ряде диссертаций представлено формирование, способы выражения, семантика поэтики в различных типах художественных текстов.
В данных исследованиях решались сложные теоретические вопросы:
Тематика работ по специальности 5.9.5. Русский язык. Языки народов России связана с исследованиями в области лексикологии, лексикографии современного русского языка и его диалектов на территории Тамбовской области (совместная работа с Институтом лингвистических исследований РАН, грант Э 0322/2127), с разработкой теории текста, с изучением грамматической выраженности и поэтической функции грамматической формы и семантики текста, изучением авторского своеобразия языка произведений (Е.И. Замятина, В. Максимова; С. Сергеева-Ценского), а также теориями частей речи и синтаксиса. В ходе защит были представлены результаты научных изысканий Тамбовской лингвистической школы (руководитель В.Г. Руделев), лаборатории «Современные русские говоры в системе языковой культуры» (руководитель С.В. Пискунова).
Результативность изучения русского языка получила дальнейшее подтверждение в лингвистических исследованиях по теории поэтической речи и языковых особенностях русского палиндрома, поэтизации и депоэтизации в текстах авторской песни. В большом количестве диссертаций представлено определение лексико-семантических групп, иерархии лексических значений и оппозиций в структуре литературных и диалектных текстов. Описанию грамматического строя современного русского языка и решению в связи с этим актуальных теоретических проблем посвящены многочисленные работ. Нашли свое продуктивное решение разрабатываемые теоретические положения и методы когнитивной лингвистики по программе «Российской ассоциации лингвистов-когнитологов» (г. Тамбов) при описании коммуникативных и когнитивных характеристик прагматических клише полемического дискурса, языковой картины мира в системе антонимических оппозиций русских былинных текстов, ментальной и языковой репрезентации концепта благо/добро в русском языковом сознании. Уровень продемонстрированнных научных результатов достаточно высок и связан с работой не только аспирантов в период их обучения, апробацией основных положений диссертаций в ходе педагогической практики, но и с работой преподавателей кафедр, на которых выполнены диссертации. Разработка актуальных проблем литературоведения и лингвистики позволила авторам работ подготовить и издать учебники, учебные пособия, методические рекомендации для студентов.